"Розовый дом" для родителей от Гарри Сейдлера - отца австралийского модернизма
"Розовый дом" - это первый и, пожалуй, самый известный проект австралийского архитектора Гарри Сейдлера. Дом был спроектирован и построен в 1948-1950х годах для очень особенных клиентов - родителей архитектора.
История появления этого дома достаточно интересна сама по себе. Случилось так что после Второй Мировой войны архитектор с родителями переехал в Австралию (через Северную Америку). Отношения архитектора с местной архитектурной тусовкой и городскими советами сразу не сложились. Сейдлер считал преобладавшие архитектурные стили совершенно неприспособленными к местным условиям, он не любил темные комнаты с крошечными окнами и длинные мрачные коридоры. Архитектор пренебрежительно относился к местной архитектуре, называя местную архитектуру "печальными кирпичными лачугами" и убогими копиями устаревшей европейской архитектуры. В ответ на что его архитектурные замыслы охарактеризовали как неубедительные и "не австралийские".
Для архитектора воспитанного на идеях Баухауза и Ле Корбюзье варианты поселиться в григорианском или викторианском кирпичном доме было не самым приятным вариантом. Поэтому когда пришло время строить дом для родителей, то архитектор решил спроектировать и построить его сам.
В 1948-ом году в Австралии не было такого понятия как модернистская архитектура. Поэтому Сейдлеру пришлось потрудиться, чтоб найти бригаду строителей способную реализовать проект. Еще одной проблемой был поиск строительных материалов. В послевоенной Австралии все еще существовала проблема со строительными материалами. Так, например, он был вынужден использовать камень собранный на участке для возведения цокольного этажа вместо запланированного изначально кирпича.
Гарри, возможно, и был модернистом, а вот его родители Макс и Роуз точно не были. Они привезли с собой целый контейнер с традиционной европейской мебелью. Гарри не пошел на компромисс и не пустил в дом ни какой традиционной мебели, отдав предпочтение работам Имз и Сааринена.
Строительство дома было окончено в 1950-ом году, и на своем пути архитектор встретил немало помех. Дом был встречен, в основном, с неприязнью местным городским советом и прессой. Строительство состоялось, в основном, благодаря тому, что участок был расположен далеко от респектабельных кварталов и "надлежащих" кирпичных домов. Единственным замечанием от местного совета было отсутствие окна в ванной комнате, которое должно было там быть в соответствии с местными строительными нормами. В ответ на что Сейдлер смог показать, что окно в ванной есть в потолке.
Несмотря на противодействие истеблишмента проект оказался весьма успешным и стал туристической достопримечательностью, к огорчению родителей архитектора, которые не любили находить туристов у себя в саду. Также дом оказал значительное влияние на жилую архитектуру Австралии, и не только, в будущем. В 1951-ом году дом даже выиграл Медаль Сулмана, которая показала, что дом начал получать признание.
Фотографии Даррена Брэдли и Питера Блейка.